|
История стиля Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо
Многие документы, относящиеся к истории Каратэдо, утрачены в веках. Исчезли семейные кланы со своими традициями и оригинальными боевыми системами. Создавались и исчезали различные стили и направления боевых искусств. Вводились запреты. История, техника и философия Каратэдо передавались в основном из уст в уста от учителя к ученикам. Этот исторический экскурс основан на разрозненных и редких письменных свидетельствах и на устных свидетельствах людей ставших легендами.
Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо - одна из современных и наиболее практикуемых в мире жестких форм традиционного Окинавского Каратэдо. Создатель этого уникального направления, Кайсо Кори Хисатака, этим названием выражает глубокое уважение к двум видам боевых искусств, оказавшим основное влияние на развитие современного Каратэдо: к Окинавскому Сёриндзи-рю (Тодэ) и китайскому Сёриндзи Кепо (Шаолиньшу Чуань-Фа). Поэтому рассказ о стиле Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо (название стиля можно также произносить традиционно мягко для японского языка - Шоринзи-рю - что не является ошибкой или названием другого стиля) целесообразно начать с небольшого исторического экскурса. Изучение большинства восточных боевых искусств показывает, что все они произошли, либо испытали сильное влияние древнего Китайского боевого искусства Чуан-фа (в Японии произносится Кемпо), название которого означает "Первый метод".
Три основных формы Кемпо это Сёриндзи Кемпо (Шаолинь-ши Чуан-Фа), Бутосан Кемпо и Тайшо Кемпо. На Сёриндзи Кемпо часто ссылаются как на форму Гайкакен (изначально иностранную), так как она была завезена в Китай, в то время как две другие формы известны как Найкакен (домашние), т.к. они были созданы в Китае. Однако, история показывает, что обе "домашние" формы произошли все же от Сёриндзи Кемпо. И этому направлению была уготована великая судьба быть фундаментом современных боевых систем.
Предание гласит, что индийский монах Бодхидхарма (в японии его знают как Дарума), который был сыном короля Южной Индии и искусным мастером древнеиндийской борьбы Каларипят, странствуя по Китаю достиг храма Шаолинь, лежащего на севере, вблизи гор Судзан . Он, постигший глубины Буддизма, был двадцать восьмым (и последним) патриархом Буддизма, если считать от Шаха - основателя буддизма, а также основателем Дзен Буддизма и его первым патриархом. Бодхидхарма видел свое жизненное предначертание в раскрытии перед людьми законов мироздания и философских законов общества. Достигнув храма Шаолинь, он передал учение Дзен Буддизма священникам храма. Но, найдя их учеников неприспособленными к суровым физическим и ментальным тренировкам Дзен, Бодхидхарма придумал для них комплекс из 18 упражнений , основанный на технике борьбы Каларипят. Так зародилось Сёриндзи Кемпо (основной метод храма Шаолинь) - исходный вид боевых искусств пустой руки. Сёриндзи Кемпо дало монахам не только средство для достижения прекрасных физических кондиций, но и универсальное средство самообороны от нападений вне стен храма, что в те неспокойные годы было чрезвычайно важно. Со временем эти 18 упражнений развились Бодхидхармой и его последователями. Были разработаны комплексы из 36, затем из 72 и, наконец, из 170 упражнений. Это было поистине революционным достижением, поскольку и сегодня эти принципы являются глубинным фундаментом любого стиля Каратэдо. Сёриндзи Кемпо получило широчайшее распространение в Китае, далеко перешагнув через крепостные стены монастыря Шаолинь. Кроме того начали развиваться многочисленные варианты стилей Ушу ( Кунг-фу), берущие начало из традиционного Сёриндзи Кемпо. Постепенно Кемпо и многочисленные его варианты и модификации становятся известны и приграничным государствам. В 1372 г. Китай установил официальные дипломатические отношения с императорским домом Окинавы. Следует сказать, что еще задолго до этого официального шага отношения двух государств развивались довольно успешно в торговой и культурной областях и к тому времени на острове Окинава уже существовало несколько китайских поселений. Вполне естественно, что среди этих переселенцев оказывались и мастера различных боевых искусств, которые охотно вступали в контакты с местными мастерами. Так, примерно 700 лет назад, началось взаимное проникновение двух оригинальных боевых направлений: Шаолиньского Кемпо и Окинавских систем. Следует отметить тот факт, что оригинальные Окинавские боевые системы, которые принято называть обобщенным названием Окинава-тэ, зародились и развивались независимо и задолго до контактов с Шаолиньским Кемпо. Окинава-тэ занимались уже более 1000 лет назад. Жители острова Окинава считались нацией мореплавателей. Торговцев с Окинавы можно было встретить в портах Индии, Китая, Кореи и даже Средиземноморского бассейна. Естественно, что окинавские купцы, люди не робкого десятка, умевшие постоять за себя, внимательно изучали различные боевые системы, желая обогатить арсенал своих приемов. Возвращаясь домой, купцы часто в дни праздников на ярмарках показывали те или иные приемы. Таким образом, на Окинаве сложилась очень самобытная, чрезвычайно эффективная боевая система, получившая название Окинава-тэ (в переводе - Окинавская рука). Кроме того правительства Среднего и Южного королевств Окинавы регулярно посылали детей из благородных семей учиться в Китай, в школу, известную ка Кокушикен - лучшую китайскую высшую школу тех времен. Окинавские студенты проводили там от 3 до 8 лет, изучая культуру, язык политику и кемпо. Возвращаясь домой, молодые окинавские дворяне стали создавать специализированные школы для занятий боевыми искусствами. Так стали зарождаться клановые школы со своими специфическими техниками, которые послужили фундаментом многообразия стилей в современном Каратэдо. Слияние двух могучих боевых систем - Окинава-тэ и Шаолиньского кемпо, которое проходило в ХIV-ХV веках, привело к появлению единой боевой системы, получившей название Тоде. Первый слог этого названия "То" происходит от имени правившей а то время в Китае династии, а второй "Дэ" - это другое прочтение традиционного для нас слога "Тэ", означающего "рука". Уже в этом самобытном названии сформулирована основная идея слова каратэ: "Рука Тьянг" или 'Техника из Китая" или "Китайская рука". В то время Каратэ переводилось именно так. В знак уважения к китайскому происхождению эта исходная фраза к концу XV века стала названием окончательно сформировавшейся системы Сёриндзи-рю. История Окинавы, изобилующая драматическими событиями - войнами, захватами оккупантов, дворцовыми переворотами, неразрывно связана с развитием Сёриндзи-рю. Наиболее ярко это проявилось в 1477 году, когда пришедшая в упадок династия Шо была восстановлена императором Шо-Мин, который правил до 1572 года. Император Шо-Мин, опасаясь посягательств на свою власть, запретил носить и владеть оружием. В результате этого запрета люди, оказавшись беззащитными перед лицом преступников, переключились на систематическое и углубленное изучение Сёриндзи-рю. В 1591 г. Японский сегун (военный правитель) Хидейоши Тойотоми начал вторжение в Корею. Он прибег к поддержки клана Сатсума. Клану Сатсума для ведения этой захватнической войны требовалось большое количество продовольствия, денег, строительных материалов, которые он планировал получить от Правительства Окинавы. Но окинавцы отказались участвовать в этой войне, не желая предавать свои древнейшие дружеские отношения с Китаем и Кореей. В ответ на этот категорический отказ клан Сатсума в 1609 году вторгся на Окинаву. Захват Окинавы принес ее жителям не только много бед и лишений, но и усиление запрета на ношение оружия, известный как "катанагари". Это было сделано по двум причинам: во-первых, захватчики хотели избежать любых изменений, могущих влиять на их правление, а во-вторых, они стремились ничего не менять на Окинаве, сохранить и расширить торговые связи с Китаем. По этой же причине они объявили династию Шо официальным правительством королевства. Очень многие жители Окинавы сопротивлялись интервенции. Одним из виднейших людей того времени был министр Окинавы Оеката. Это был образованнейший человек, много лет проведший в Китае. Оеката возглавил отряды восставших, которые доблестно сражались с воинами клана Сатсума, широко используя навыки Сёриндзи-рю. Но силы были неравны, и Оеката был схвачен и переправлен в г. Кагошиту для казни. Перед казнью в качестве последнего желания приговоренного к смерти Оеката устроил на площади "представление", показав целую серию различных приемов из Сёриндзи-рю. Этот факт - первое документально зафиксированное свидетельство, касающееся ката. Легендарные личности, жившие в различное время и развивавшие на протяжении пяти столетий Сёриндзи-рю, сделали это направление фундаментом современного Каратэдо и основой всех стилей. Одной из легендарных личностей в Каратэдо, безусловно можно считать мастера Чикудона Вейчуджона Хиройохи Терайа, родившегося в 1733 г. в г. Сюри. В дальнейшем он взял себе псевдоним Тодэ, под которым и вошел в историю. В тридцатилетнем возрасте Терайа был отправлен Правительством Окинавы в Китай учиться Кемпо. В то время Сёриндзи-рю развивался в столице Окинавы в г. Сюри и его пригородах. Это объясняется следующим фактором. По своей структуре, философии, базовой технике, жесткости методов тренировок и поединков Сёриндзи-рю требовало от занимающихся круглосуточной тяжелой работы, что могли себе позволить лишь состоятельные, не обремененные повседневными бытовыми хлопотами люди, прежде всего дворяне и воины императорской гвардии. К тому же обучение у классных специалистов стоило достаточно дорого, т.к. включало не только изучение искусства поединка, но и искусство верховой езды, фехтования, изучение философии, медицины, тактики и стратегии боя. Следует отметить, что в двух других крупных городах Окинавы Наха и Томари практиковались упрощенные системы Сёриндзи-рю. Так, стиль, развивавшийся в городе Наха назывался Сёрейдзи-рю, иногда Наха-тэ, а в г. Томари в основном преподавалась одна из версий Сёриндзи-рю, которую иногда именовали Томари-тэ для отличия от оригинального стиля. По возвращению на Окинаву Хиройохи Терайа продолжил изучение Кемпо под руководством китайского атташе Конг-Су-Кунг (в Японии его принято называть Кусоку или Кушанку или Канку). Ката Кушанку, являющаяся стилевой формой Сёриндзи-рю, основана на философии и технике этого великого мастера и пришла от Хиройохи Терайа. В возрасте 54 лет Терайа получил от Правительства в знак признательности за заслуги перед Окинавой в области культуры остров Сокугава. В дальнейшем Хиройохи Терайа использовал это название при составлении своего псевдонима - Тодэ Сокугава, под которым и вошел в мировую историю боевых искусств. За свою долгую, насыщенную событиями жизнь, Тодэ Сокугава воспитал целую плеяду выдающихся мастеров. Так, например, Сокон Матсумура (1796-1893), которого также уважительно звали "Буши", кроме изучения Каратэдо большую часть своей жизни посвятил постижению философии конфуцианства и изящества каллиграфии (сёдо). По направлению Правительства Матсумура дважды посетил Китай и результатом этих поездок стало написание обширного труда по философии Каратэдо. Эта книга составлена из писем-наставлений, которые он писал своему ученику Рюсеи Кувае. Буши Матсумура по праву считается идеологом и классиком Сёриндзи-рю. Такие ученики, как Анкох Асато, Анкох Итосу, Рюсеи Кувае, Чотоку Кьян, Чомо Ханаширо, Кентеу Ябе значительно расширили и обогатили технику Сёриндзи-рю, создав целые направления. Мастер Анкох Асато (1827-1906), являвшийся выдающимся мастером каратэ и виртуозным фехтовальщиком, разработал технику ведения боя против вооруженного противника. Анкох Асато прославился своим поединком с лучшим фехтовальщиком того времени Кири-но Тошиаки, которого он победил, показав поразительную технику уходов и работы ногами, совмещенную с виртуозными блоками. Создавая ката Нидзюсихо, Анкох Асато сконцентрировал весь свой опыт. Эта ката по наследству перешла к мастеру Кайсо Кори Хисатака как ученику сенсея Асато и последнему патриарху Сёриндзи-рю. Мастер Анкох Итосу (1838-1915) ввел изучение Каратэдо в школах Окинавы, и многие современные мастера получили первые уроки именно у него. Стараясь упростить сложные учебные комплексы Сёриндзи-рю, сделать их более доступными для детей, Анкох Итосу разработал серию ката Пинан (Хейан). Эти ката задумывались как упражнения, которые, базируясь на более сложных мастерских ката, в том числе Басай, Кушанку, Чинто, послужат ключом к пониманию высшего мастерства. Лучшими учениками Итосу были мастера Кентсу Ябе, Чошин Чибана и Чомо Ханаширо. Для отличия от других многие ученики к своему имени стали добавлять имя Сёриндзирю. Мастер Чотоку Кьян (1870-1945). Обучался Сёриндзи-рю у Буши Матсумура и мастера Асато. Мастер Кьян - сын Чофу Кьян, потомка императора Шосе и вассала последнего императора Окинавы. В 1930 году мастер Кьян, мастер Рюсе и Кайсо Кори Хисатака посетили Тайвань, чтобы представить Окинаву на международном фестивале боевых искусств. В Тайпее их сопровождал японский дзюдока Шинзо Ишиде, получивший впоследствии 6-ой дан. Он бросил вызов мастерам каратэ, усомнившись в их технике. Мастер Кьян принял вызов. Так как мастер Кьян умел мыслить стратегически, он вел бой с очень тонкой тактикой, останавливая дзюдоку длинными ударами, когда тот хотел прорваться в ближний бой. Мастер Кьян перемещался быстро, используя специальный шаг и использовал технику мягких блоков. Наконец, ему удалось нанести точный удар в солнечное сплетение, после которого дзюдока преклонил колени и признал свое поражение. После фестиваля три окинавских мастера проехали по Тайваню, показывая свою технику, участвуя в тренировках и схватках. Вернувшись на Окинаву, мастер Кьян ввел в обучение своих учеников ката Ананку, ставшее одним из базовых, которое вобрало в себя опыт этой поездки.Преподавая Сёриндзи-рю в сельскохозяйственном колледже, Кьян воспитывал знаменитых учеников: Кайсо Кори Хисатака (основатель Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо), Шошин Нагамине (основатель Матсубайяши-рю) и Тсуоши Читозе (основатель Чито-рю). Мастер Чомо Ханаширо (1869-1945). Также был учеником Буши Матсумура. Он внес огромный вклад при создании методики преподавания Каратэдо в школах Окинавы. Следует отметить, что именно он первым предложил словосочетание Каратэдо в толковании "пустая рука". Мастер Канрю Хигаона(1853-1916). По праву считается одним из великих мастеров и учителей Каратэдо. Он начал изучать Сёриндзи-рю до поездки в Китай, где углублял свои познания в боевых искусствах под руководством мастера Лью Конг. Через 15 лет он вернулся на Окинаву одним из сильнейших и опасных бойцов, коим и остался до глубокой старости. Лучший ученик Хигаона - Чоджун Мийаги (1888-1953), начал тренироваться у Хигаона в возрасте 14 лет. Мийаги дважды побывал в Китае, продолжая совершенствовать свою технику (первый раз - в 1904, второй - в1916). Вернувшись на Окинаву, он продолжил изучение Сёриндзи-рю, внося постепенно новые элементы и упражнения. В 1928 г. мастер Мийаги побывал в г.Окате, где обучал Сёриндзи-рю студентов университета Ритсумикен. Лидером клуба каратэ этого университета был Гоген Ямагучи, позднее основатель Годзю-рю в Японии. В 1937 г. мастер Мийаги зарегистрировал свой стиль в Будокукай в г. Киото (ставший центром боевых искусств Японии), назвав его Годзю-рю. Название Годзю-рю (дословно переводится как твердый-мягкий) заимствовано из древнего текста по боевым искусствам, называемого Бубиши. Хотя в оригинале это название относится к жесткой и мягкой манерам боевых искусств, Мийаги интерпретировал его иначе. В толковании названия стиля заложено уважение к обоим ветвям Окинавского Каратэдо (Сёриндзи-рю и Сёрейдзи-рю). Мастер Мийаги искренне верил, чтобы каратэ продолжило развиваться и обрело утонченную изысканность "нужно создать специальное защитное снаряжение для тренировок и соревнований". Среди лучших учеников сенсея Мийаги были Мейтоку Яги (основатель Окинавского Годзю-рю Мейбукан каратэ), Сайко Хига, Йиги Миязато, Сейкиси Тогучи, Гоген Ямагучи и Кенва Мабуни. Кенва Мабуни (1889-1957). Изучая Сёриндзи-рю в школе сенсея Итошу, мастер Мабуни позже объединился с Кайсо Кори Хисатака и прославился в качестве непревзойденного мастера по ката, в то время как Хисатака стал известен как специалист в кумитэ. Кенва Мабуни, опираясь на многовековой опыт двух Окинавских систем, используя свое видение и понимание перспектив развития Каратэдо, создал новое направление Сито-рю. Как и Мийаги, он говорил о необходимости использования специального защитного оборудования, и сам много экспериментировал в этой области. Мастер Мабуни переехал в Японию в г. Осаку, где стал высокопоставленным офицером полиции. Среди его учеников - его сын Кенью Мабуни, Манзо Ивата, Чойджиро Тани, Рюшо Сакагами, Терюо Хайяши. Мастер Гичин Фунакоши (1868-1957) - ученик мастера Анкох Асато и мастера Анкох Итосу. Гичин Фунакоши был ученым, поэтом и великим учителем боевых искусств. Вместе с Шинки Гима он продемонстрировал Каратэдо в Японии в 1917 г. на первом спортивном фестивале Японии, куда его пригласил доктор Дзигаро Кано, основатель дзюдо. После этого он остался в Японии, преподавая каратэ в течение всего остатка жизни. Мастер Фунакоши внес много изменений в традиционное Окинавское Сёриндзи-рю, упростив его и сделав доступным для японской молодежи. Его стиль получил название Сётокан, по его литературному псевдониму Сёто (Волны и Сосны). Лучшими учениками Фунакоши являются мастера Хиронори Отсука (основатель Вадо-рю), Масатоши Накаяма и Шигери Игами. Даже такой исторический обзор показывает чрезвычайно важное положение стиля Сёриндзи-рю в развитии современного Каратэдо. Безусловно, каратэ едино, а различные стили возникли, когда было решено зарегистрировать каратэ в Нихон Будоку-кай - Всеяпонской организации боевых искусств. Если каратэ рассматривать как дерево с обширной кроной, а каждая ветвь в ней - это отдельный стиль каратэ, то Сёриндзи-рю, безусловно, можно определить как ствол. Особое место в истории каратэ и стиля Сёриндзи-рю занимает Кайсо Кори Хисатака, его последний патриарх. Масайоши Кайсо Кори Хисатака родился на Окинаве 22 апреля 1907 года. При рождении он был зарегистрирован под именем Сейки Кудака, что является произношением на окинавском диалекте букв, произносящихся по-японски Масайоши Хисатака. Он был прямым потомком Сейвы, пятьдесят шестого японского императора и Таметомо Минамото, первого японского сегуна. После поражения в битве Таметомо бежал. Судьба привела его на Окинаву, где он высадился в заливе Унтен, и его семья постепенно набрала силу и стала правящей, нося имя Шо. В течение следующих нескольких столетий династийная фамилия менялась несколько раз. Прапрадедушке Кайсо Сейсоку Тогуни был пожалован остров Кудака в знак признательности за его службу императорскому дому Окинавы, и вскоре фамилия Кудака была принята как фамилия рода (поэтому в названии ката по стилю Сёриндзи-рю часто присутствует слово Кудака). Кайсо Кори Хисатака начал обучаться Будо в юном возрасте, что было традиционно для семей дворянских кланов Окинавы. Его первым учителем был сенсей Анкох Асато, который ввел его в Сёриндзи-рю. Еще одним человеком, оказавшим основное влияние на его развитие был мастер Чотоку Кьян, один из лучших мастеров каратэ Окинавы. На воспитание Кори Хисатака огромное влияние оказывал его отец, учивший его традициям клана Кудака и техники Дзима Шиширю Кудака-рю, передаваемой только от отца к сыну. Одним из факторов, выделявшим его среди сверстников было не только его высокое происхождение, но и выдающиеся физические данные. В лучшие годы при росте 180 см, его вес был 100 кг. В юности он был чемпионом Окинавы в Гранд-сумо. В силу своего высокого социального положения Кайсо Кори Хисатака имел возможность общаться с самыми выдающимися мастерами. Так, например, ведущий специалист в Сёрейдзи-рю Канрио Хигаона неоднократно тренировался с ним и показывал нюансы этого стиля. Кайсо Кори Хисатака учился в одной школе с Кенва Мабуки, основателем Сито-рю, и, естественно, они часто тренировались в зале клана Кудака. В этих тренировках часто принимал участие и Ходжун Мийаги (в дальнейшем основатель Годзю-рю). В 1930 году Кайсо Кори Хисатака с мастерами Чотоку Кьян и Рюсеи Кувае побывал на Тайване на фестивале боевых искусств. После фестиваля три Окинавских мастера путешествовали по Тайваню, выступая с показательными боями, в которых ни разу не проиграли. Сенсей Кьян вернулся потом на Окинаву, тогда как сенсей Куваи остался на Тайване, а Кайсо Кори Хисатака предпринял поездку по Китаю. Путешествуя по Китаю, он изучал не только воинские искусства, но и китайскую медицину, философию. В 1933 году Кори Хисатака посетил Манчжурию, где выступал на фестивале боевых искусств. Путешествуя по этой части мира, Кайсо Кори Хисатака посетил Афганистан и Россию. После возвращения на Окинаву он проехал по Японии, где вместе с ним некоторое время путешествовал и мастер Чотоку Кьян. В этой поездке он посещал различные школы дзюдо и кендо во многих префектурах, где регулярно сражался с чемпионами в каждой области и побеждал. Будучи в Японии, Кайсо Кори Хисатака изучал дзюдо в Кодокане - "Мекке дзюдо" под руководством мастера Санро Току. После года обучения он был аттестован в Кодокане с белого пояса сразу на 4-й дан. В истории дзюдо это единственный и уникальный случай. Во время второй мировой войны Кайсо Кори Хисатака вернулся в Манчжурию в поселение Чо Кокко, где выполнял задание японского Правительства по охране нескольких стратегических объектов. В это время судьба свела вместе Кайсо Кори Хисатака и одного из старейших виртуозов боевых искусств Японии того времени Минору Мочидзуки. Сенсей Мочидзуки был личным учеником Дзигаро Кано (основатель дзюдо) и учителя Морихеи Уесиба (основатель айкидо) и имел десятый дан в каждом из искусств. Этот период стал для Кайсо Кори Хисатака чрезвычайно плодотворным, т.к. во время совместных тренировок с Мочидзуки происходило обогащение его техники. Возвратившись в Японию после окончания войны, Кайсо Кори Хисатака нашел страну разрушенной, а людей - деморализованными. Он увидел, что Будо может стать прекрасным средством для поднятия духа народа и поэтому в 1945 г. создал свое новое направление, объединив все огромное историческое наследие Окинавского Каратэ, которое назвал Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо. Что в вольном переводе значит- "Университет по изучению Сёриндзи-рю Каратэдо". Первый главный зал - Хомбудодзе, этой школы находился на острове Киуши в Камамото. Чтобы дать своим детям хорошее образование Кайсо Кори Хисатака переезжает со своей семьей в г. Токио. Параллельно с этим он переводит свою школу в Шимо-Котазава в районе Сетагайа. Среди тех, кто тренировался с ним в Хомбу-додзе, был сенсей Хиронори Отсука (основатель стиля Вадо-рю). Кайсо Кори Хисатака оказал огромное влияние на развитие современного Каратэдо. Так, например, когда Гичин Фунакоши только начинал преподавать каратэ, он предоставил ему помещение, в котором Фунакоши мог заниматься со своими учениками. В зале Кайсо Кори Хисатака также обучался Досин Со, основатель Сёриндзи Кемпо, и Самабуку Ро, основатель стиля Иссин-рю. В 1955 г. Хомбу-додзе был перенесен в район Васеда токийского района Синдзюку, где и находится по сей день. На церемонии открытия присутствовало много почетных гостей, например, Шинки Гима (этот легендарный мастер впервые с Фунакоши продемонстрировал каратэ в Японии). Во время церемонии открытия ученики Кайсо Кори Хисатака впервые показали кумитэ с использованием защитного оборудования - богу. Таким образом, уже тогда был заложен фундамент современной системы соревнований, названной позже Косики каратэ. После смерти Кайсо Кори Хисатака главой клана и главой стиля Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо стал его сын Масаюки Кукан Хисатака Ханши.
Масаюки Хисатака родился 18 ноября 1940 в Манчжурии. Когда ему исполнилось три года, он впервые перешагнул порог зала Каратэдо. Уже в 15 лет, имея третий дан по Каратэдо, он участвовал в церемонии открытия Хомбу-додзе в г. Токио и не только демонстрировал ката, но и принимал участие в поединках. Учась в университете Нихон в Токио на экономическом факультете, Хисатака уделял каждый день по 4-5 часов для своих занятий по Каратэдо и дзюдо. После окончания этого крупнейшего в Японии университета Масаюки Хисатака около года проработал в фирме, а потом по приглашению Правительства США уехал развивать Каратэдо и Дзюдо. К окончанию университета он был обладателем шестого дана по Каратэдо Сёриндзи-рю и четвертого дана по дзюдо - для тех времен явление уникальное.
В 1961-1962-х годах он становится чемпионом Японии по каратэ, причем в этих двух чемпионатах принимали участие все стили и поединки проводились только в абсолютной весовой категории по бесконтактным правилам по системе себу-иппон. На протяжении 5 лет Масаюки Хисатака выигрывал все турниры в Японии, в которых принимал участие. Он также был кандидатом в олимпийскую сборную по дзюдо, готовившуюся к токийской Олимпиаде-64. Но игры его особенно не интересовали, и вместо того, чтобы участвовать в Олимпиаде, он уехал из Японии, что бы проверить себя, посмотреть мир, развивать каратэ и дзюдо в других странах. В США мастер Хисатака стал одним из первых, кто познакомил эту страну с каратэ и дзюдо. Он представлял Японию и каратэ на первом демонстрационном выступлении в Нью-Йорке. Затем на протяжении четырех лет Масаюки Хисатака преподавал каратэ и дзюдо в университете штата Нью-Йорк, Министерстве обороны США, военной академии Вест-Поинт. Будучи очень значительной фигурой в мире боевых искусств и пользуясь покровительством Правительства США, сенсей Хисатака имел возможность оказывать помощь другим японским мастерам, приехавшим в Америку, таким как Накаяма, Канадзава. Когда Масаюки Хисатака преподавал в Балтиморе, в его зал часто приезжал Брюс Ли. На него огромное впечатление произвела техника Сёриндзи-рю, а особенно спарринги в защитном оборудовании. Переехав из США по приглашению Правительства в Канаду, Масаюки Хисатака создал Федерацию Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо Канады, в которую входили наиболее сильные спортсмены того времени. Долгие годы сенсей Хисатака был членом руководства Всеяпонской федерации каратэ ( J.K.F.), а также членом руководства Всемирного союза организаций Каратэдо - ВУКО. Работая в ВУКО и исполняя обязанности технического эксперта, сенсей Хисатака был инициатором и автором правил для проведения спортивных поединков в контактном и бесконтактном вариантах. Именно после его обоснованных рекомендаций на конгрессе ВУКО, проходившем во время четвертого чемпионата мира в г. Токио, была введена в соревнования система весовых категорий. Именно тогда группой ведущих специалистов во главе с Масаюки Хисатакой было внесено предложение использовать в спортивных схватках защитное снаряжение, что явилось первой вехой на пути создания нового вида спорта, основанного на лучших традициях Будо - Косики каратэ. За многие десятилетия плодотворной деятельности Масаюки Хисатакой были подготовлены тысячи мастеров, удостоенных чести носить черный пояс. С его участием созданы сотни клубов, центров, федераций во многих странах мира. Сенсей М. Хисатака многократно бывал в нашей стране. Первый раз он посетил нашу страну в 1978 г. в составе большой делегации из ведущих японских специалистов Будо. Советское посольство попросило тогда J.К.F. (Федерация Каратэдо Японии), устроить в СССР показательные выступления по каратэ. Позже поступило предложение сформировать Будо-делегацию и провести показательные выступления по каратэ, айкидо и дзюдо в нескольких странах, в том числе в и СССР. Перечисленные направления представляли ведущие сенсеи. Классическое Каратэдо представлял сенсей Эригучи, имевший 10-й дан, Масаюки Хисатака, имевший 8-й дан и Юичи Негиши, имевший 6-й дан по Сито-рю, который был в то время Президентом организаций Каратэдо профсоюза рабочих Японии. Дзюдо представляли мастера Инокума и Ватанабе, а команду спортсменов возглавлял олимпийский чемпион Ямасита. Двое ведущих мастеров по айкидо представляли Айкикай. Кендо было представлено главным мастером Японии, обладателем 9-го дана Накано сенсеем и обладателем восьмого дана, главой международного Будо-университета Комуридзоно сенсеем. Главой делегации был Сигиеси Матцумае, Президент Всеяпонской ассоциации боевых искусств (Нихон Будокукай), Президент всеяпонского Будо-центра (Нихон Будокан) и Президент университета Токай. Он также многие годы был бессменным Президентом Всемирной федерации дзюдо. После турне по Европе основная часть делегации отправилась в США, а мастера каратэ посетили СССР. Это была первая в истории нашей страны встреча с классическим Каратэдо. Были проведены ряд выступлений, семинаров и совместных тренировок с лучшими советскими каратистами, которые в то время тренировались под руководством Алексея Штурмина в Центральной школе каратэ, находившейся в городе Москве. В составе этой группы находился и Михаил Крысин, ставший через 12 лет главой стиля Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо в СССР, а позднее в России и странах Восточной Европы. В 1979 г. была создана Всесоюзная федерация каратэ. И в этом же году с разрешения Спорткомитета СССР в Москве в ноябре был проведен впервые в СССР официальный турнир по Каратэдо - Открытое первенство Москвы. В качестве почетного гостя на этом турнире присутствовал технический эксперт ВУКО - Масаюки Хисатака. Среди чемпионов этого турнира по каратэ был и Михаил Крысин, завоевавший золотую медаль в тяжелом весе. Сенсей М.Хисатака высоко оценил его мастерство и пригласил приехать в Японию в центральный зал Сёриндзи-рю для продолжения изучения Каратэдо под его руководством. К сожалению, она состоялась только через 11 лет, когда в СССР начался процесс перестройки и каратэ было вновь легализовано. Сенсей Масаюки Хисатака смог приехать вновь в Москву лишь через 12 лет по приглашению Михаила Крысина на открытие в Москве официального представительства Всемирной федерации Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо и Косики каратэ. Сегодня, Масаюки Кукан Хисатака - одна из ярчайших личностей в мировом Будо, обладатель 9-го дана по карата до и 6-го дана по Дзюдо. Он является главой древнейшего дворянского клана Кудака и патриархом стиля Сёриндзи-рю. Он - Президент Всемирной федерации Сёриндзи-рю Кенкокан Каратэдо и Президент Всемирной федерации Косики каратэ, а также почетный президент десятка международных общественных и спортивных организаций.
|
|